Форум » Информация о мире » Развитие цивилизаций » Ответить

Развитие цивилизаций

Артеус Лайн: Версия 2.1 Свой путь цивилизация начинает из центра круга, в зависимости от той или иной предрасположенности. Когда двигаться в выбранном направлении уже некуда, цивилизация переходит на новый уровень. Основные понятия, используемые в таблице: Разумное существо- существо, позиционирующее себя как осознанную личность, наделённое достаточно высоким интеллектом и способное воспринимать окружающий его мир любым способом. Цивилизация- совокупность культурных и технологических достижений группы разумных существ. В более узком смысле- совокупность инструментов, используемых группой разумных существ для создания комфортной среды обитания, а также более удобных методов получения новых знаний об окружающем мире. Инструмент- приспособление, существо, часть тела либо нечто иное, служащее для достижения некоей поставленной задачи. Сюда, в частности, входят глаза, оружие, домашние животные, транспорт и постройки.

Ответов - 3

Артеус Лайн: Первый уровень Первобытные цивилизации Техника Технические цивилизации укрепляют своё положение за счёт создания инструментов из материалов окружающей среды. Таковыми чаще всего являются камни, металл, части других существ, а в дальнейшем- искуственно изменённые материалы типа обожжённой глины или полотна. На этом этапе технические цивилизации, как правило, ещё не могут создать сложные материалы и устройства, но весьма эффективно используют доступные им средства. Цивилизации такого типа первыми начинают создавать постройки и транспортные средства (если в них есть необходимость). Как правило, технические цивилизации с самого начала отклоняются в сторону красного или зелёного секторов. В случае отклонения в сторону магии у цивилизации сильно укрепляется религиозная основа- важную роль в них играют жрецы и шаманы. Амулеты, талисманы и подобная атрибутика- одна из важнейших черт культуры такого типа. При отклонении технической цивилизации в сторону биологии начинает интенсивно развиваться сельское хозяйство и земледелие- наиболее благодатная почва для создания больших поселений и развития торговли. В чистом виде первобытные технические цивилизации не обнаружены. Примеры: Древний Египет (к биологии) Африканские племена (к магии) Биология Биологические цивилизации с самого начала развиваются в комфортных условиях, не требующих специальных навыков. Их основная черта- "нецивилизованность", некоторые весьма развитые разумные существа получают от окружающей их среды всё необходимое и даже сверх того. Во многих случаях на этом развитие цивилизации прекращается совсем, в лучшем случае у таких существ будет несколько вариантов простых приспособлений типа заострённого камня или примитивной одежды. Сподвигнуть биологическую цивилизацию на дальнейшее развитие способно несколько вещей: изменение окружающей среды в худшую сторону (чаще всего это приводит к переходу на технический тип), желание познать мир на более высоком уровне (опять же скорее всего произойдёт переход в иные типы, хотя возможны исключения) или появление возможности изменить некую черту окружающего мира в лучшую сторону без использования технических инструментов. Последний вариант наиболее удобен для развития биологической цивилизации с уклоном в технику, обычно основанной на селекции тех или иных биологических видов. Пошедшие в сторону магии биологические цивилизации отличаются дюжим умом и развитой философией, направленной на улучшение собственного тела и духа (наподобие йоги или других подобных методик). Они чаще всего исповедуют нечто вроде аскетизма и при подходящих условиях легко переходят в красный сектор. Есть и прямо противоположный путь- использование особых способностей для жизни в роскоши; такие существа застревают на ранних этапах развития и не могут двигаться дальше. Чисто биологические цивилизации развиваются без вмешательства в окружающий мир и обычно не рассматриваются как цивилизации вообще- но у них всё же есть хорошо развитая культура. Примеры: Толстолапы из "Воздушных пиратов" (чистая биология) Разводчики инструментов из "Всех грядущих дней" (к технике) Р'хнехры из "Бегства Земли" (к магии) Магия Несмотря на то, что красный сектор перевешивает любой другой, для появления магической цивилизации нужны редкие условия. Такой тип цивилизации основан на использование в качестве инструментов собственных возможностей, так или иначе связанных с энергией. Это могут быть как фантастические- вроде телекинеза, чародейства или управления вероятностью, так и более привычные способы- мощные электрические органы, способные плавить металл, или нечто иное. Магические цивилизации составляют основу жанра фэнтези, но также фигурируют в большинстве других произведений. Этот тип наиболее разнообразен по количеству возможных вариантов. Чисто магическая цивилизация- это либо мир, в котором религия составляет вполне физическую силу, и всё необходимое можно получить у богов, либо нематериальный мир- призраков, самих богов или разумной энергии. Его существование в реальном мире не подтверждено и вряд ли когда-либо подтвердится. Однако, с уклоном магического типа в сторону техники или биологии появляются вполне реальные цивилизации: в первом случае это использование некоего "однородного" источника энергии (не прибора) без необходимости создавать инструмент на его основе (это может быть и магический артефакт, не являющийся прибором в нашем понимании), а во втором- собственно, использование собственных природных способностей, и иногда- некоторых биологических инструментов. Развитие цивилизаций этого типа нестабильно и варьируется в зависимости от условий. Примеры: Некоторые существа из "Они сделаны из мяса" (чистая магия) Мир магов "Гарри Поттера" (к технике) На'ви из "Аватара" (к биологии)

Артеус Лайн: Второй уровень Развивающиеся цивилизации Техника Технические цивилизации основаны на добыче и распределении одного или нескольких природных ресурсов- в зависимости от доступности и эффективности. Данный тип цивилизаций наиболее популярен в связи с тем, что доступен практически любому разумному существу, и его результаты очень эффективны. За время своего развития такие цивилизации используют большое количество разнообразных источников энергии, которые со временем начинают играть всё более важные роли в жизни как цивилизации в целом, так и отдельных представителей расы. Побочным эффектом, как правило, является деградация самой расы и её неспособность прожить без определённого набора технических инструментов, который расширяется с течением технического прогресса. Однако, потенциал цивилизаций этого типа настолько велик, что они теоретически могут создать инструменты с абсолютно любым назначением. Технические цивилизации характерны большими городами, развитой коммуникационной сетью между отдельными поселениями и внутри их, а также мощным, ускоряющимся развитием наук. Техническая цивилизация с отклонением в сторону красного сектора осваивает в первую очередь нематериальные источники энергии: свет, тепло, электроэнергию и прочее. Они развиваются быстрее всех остальных технических цивилизаций, а некоторые их инструменты, оперирующие громадным количеством энергии, могут представлять каку-то ценность лишь для ограниченной группы. Чисто техническая цивилизация, напротив, основана на использовании полезных ископаемых и других материальных ресурсов. Они более примитивны по сравнению с техникой с уклоном к магии, а их инструменты отличаются громоздкостью, однако в целом более надёжны и просты в создании. Чисто технологическая цивилизация почти всегда в развитии начинает приближаться к магии или биологии. В последнем случае вся мощь знаний направляется на создание инструментов, которые так или иначе непосредственно связаны с живыми существами. Это может быть использование развитой органики и живой ткани в создании машин, усиление живых существ различными вживлёнными или съёмными инструментами, или нечто иное. Примеры: Человечество в IX-XX веках (чистая технология) Человечество в XXI веке (развитие к магии) Чоруги из мира "Завтра война" (к биологии) Генетика Цивилизации этого типа основаны на совершенствовании живых существ. Это могут быть организмы, вырабатывающие нужный ресурс; биологическое оружие всех видов; существа, специализированные для выполнения той или иной задачи; изменение собственных генов с той или иной целью. Генетические цивилизации считают живую клетку (или подобную ей систему) верхом творения, но достаточно смелы чтобы всеми доступными способами совершенствовать и изменять её. Некоторые могут даже создавать живую ткань с нуля. Такой цивилизацией может стать как техническая, так и биологическая. В первом случае живую клетку рассматривают как очень тонкий и сложный механизм, который можно использовать в качестве инструмента. Манипулирование живой тканью осуществляется такими цивилизациями при помощи технических инструментов, а также смежных наук. Цивилизации, пришедшие к генетическому типу по тонкой грани между техникой и биологией, в первую очередь используют достижения химии. В том же случае, если биологическая цивилизация стала генетической, основной её силой становится изменение организмов без помощи каких-либо технических приспособлений- хотя использование химических веществ среди них особенно распространено. Также, немалую роль в таких цивилизациях играет естественный и искуственный отбор. У цивилизаций этого типа, как правило- самая развитая медицина. Примеры: Симики из "Magic: the Gathering" (из техники) ??? (из биологии) Биология Биологические цивилизации при всей своей развитой культуре, по сути, ещё не вышли из первобытного состояния. Они живут в гармонии с природой, минимально воздействуя на неё, и единственное, что позволяет оценить истинный уровень их развития- структура общества, очень напоминающая структуру технических цивилизаций. На этом уровне культура таких существ состоит не только из развитого фольклора и достаточно сильного кодекса поведения, но также из налаженной связи между отдельными большими группами существ, торговли, и, как правило, разделения территории на отдельные государства с основой экономики в виде пищевых ресурсов. Такие цивилизации очень редки, в основном из-за того, что оччень велик соблазн вмешаться в природу посильнее. Развитыми биологическими цивилизациями чаще всего становятся старые цивилизации других типов, в основном- технического, которые так или иначе пострадали от собственных действий и отказались подходить к тем же граблям. Примеры: ??? (стабильное развитие) Лориканы из "Васторума" (постапокалипсис) Коллективный разум Между отдельными представителями цивилизации такого типа налажена настолько тесная информационная связь, что они, по сути, становятся единым существом. Минимальным проявлением этого является чтение мыслей- но даже этого достаточно, чтобы полностью изменить предыдущую культуру, созданную индивидуальными существами. В том случае, если раса изначально владеет подобной методикой, она может прекратить своё развитие ещё на первобытном уровне, а её отдельные представители- в случае не самых благоприятных условий стать специализированными инструментами в едином, стабильно работающем механизме, а в том случае, если окружающая среда достаточно комфортна- пойти биологическим путём. Вариантов цивилизаций коллективного типа довольно много. Ближе к биологическим находятся те, в которых есть иерархия: во главе находится "матка" или другой правитель, контролирующий деятельность остальных существ. Они, по сути, могут быть и индивидуальностями, но действуют как единое целое. У таких существ механизм телепатии может быть как энергетическим- например, радиоволны, так и химический, когда инструкции к действию закодированы в наборе определённых веществ. Те виды коллективных цивилизаций, которые ближе к магии, разделяют одно сознание на всех представителей, а связь между ними осуществляется в основном при помощи телепатии, радиоволн либо какого-то иного быстрого излучения. В таких случаях вся раса является единым существом, и ей становится гораздо труднее общаться с другими цивилизациями: коллективные обычно являются для них конкурентами и врагами, а индивидуальные они просто не могут понять со своей точки восприятия. Чисто коллективные цивилизации имеют черты тех, которые ближе к биологии, но устроены так же, как магические. Примеры: Криспо из "Вангеров" (биологический) Тот из "Понять другого..." (магический) Магия Особый тип цивилизаций, являющийся более продвинутым вариантом первобытной магической. Главные отличия проявляются прежде всего в их культуре. Если располагать выдающимися возможностями могут лишь некоторые представители магической цивилизации первого уровня, то они и переходят на новый уровень; таким образом, сглаживается грань между отдельными группами такой цивилизации. Однако, в любом случае обязательно наличие одного или нескольких правителей, иначе такая цивилизация скатится в анархию и прекратит своё существование. Магические цивилизации зависят от источника своих возможностей даже больше, чем развитая техническая- от топлива. Вариантов таких цивилизаций может быть несколько. Чисто магическая состоит, в подавляющем большинстве случаев, из нематериальных сущностей вроде призраков или сгустков разумной плазмы, а их правителями чаще всего становятся те, кто может наиболее эффективно использовать те же возможности, что и у других; очень редко правящая верхушка отличается большим могуществом, чем остальные, но такие цивилизации в основном остаются на первом уровне развития. Представители других магических цивилизаций больше похожи на живых существ в нашем представлении. Те, которые расположены ближе к коллективному разуму, имеют равные возможности, и их иерархическая система максимально сглажена. Это самое неустойчивое положение: такая цивилизация может как перейти на новый уровень, так и лишиться стимула к развитию и перейти в сектор коллективного разума, откуда у них есть все шансы не вернуться. Напротив, магические цивилизации, приближённые к сектору управления энергией, при всём своём высоком уровне имеют сильную правящую верхушку- хотя это зависит в первую очередь не от каких-либо способностей отдельных её представителей, а от количества ограниченных ресурсов, которыми она располагает. Такими ресурсами, как правило, являются артефакты, так или иначе связанные с основным источником энергии всей цивилизации. При этом остальные представители такой цивилизации располагают немалыми ресурсами самой энергии- в том случае, если они сами её производят, артефакты позволяют так или иначе получить преимущество в её использовании. Примеры: (чистая магия) (к коллективу) (к энергии) Управление энергией Один из наиболее сильных типов цивилизаций. Этот путь развития направлен на максимально возможный контроль и манипуляцию энергетическими потоками любой природы- электрической, световой, гравитационной, и так далее. Несмотря на то, что в подавляющем большинстве случаев цивилизации этого типа используют инструменты- технические приборы, волшебные артефакты или что-либо иное, этот этап имеет больше черт красного сектора, чем синего. Основное внимание уделяется не инструментам, а самой энергии, которая сама используется как инструмент для решения тех или иных задач произвольной сложности, вплоть до воздействия на живые существа. Культуры этих цивилизаций могут быть на различных уровнях развития, но их общие черты- более или менее неравномерное распределение энергетических ресурсов, централизованные социальные системы и поиск всё более мощных источников энергии. Управлять энергией могут два типа цивилизаций. Те, которые развились из технологической, прошли этот путь, совершенствуя свои инструменты с целью получения большего полезного действия при меньшем расходе ресурсов на его создание. Как правило, это в первую очередь проявляется в создании всё более мощного вооружения, что в конце концов может как привести к гибели цивилизации, так и так и к стремитоельному её взлёту на следующий уровень развития. Те же, кто развивался из магической цивилизации, отличаются определённой кастой "высших магов", которые могут создавать артефакты, хранящие или производящие ту или иную энергию. Управление этой энергией в той или иной степени осуществляется самим магом. Однако, эта каста зачастую не является правящей верхушкой в системе власти. В некоторых редких случаях централизованной власти может не быть вообще. Примеры: Энергетические Столетия из "Конца Вечности" (из техники) Большинство миров из фэнтезийных произведений (из магии)

Артеус Лайн: Третий уровень Могущественные цивилизации Управление энергией С развитием цивилизации начинают зависеть от всё более мощных и многочисленных источников энергии. В случае с энергетическими цивилизациями это проявляется особенно ярко. Если на втором уровне развития цивилизации такого типа имеют больше магических черт, то на третьем- полностью переходят в синий сектор. Зависимость от артефактов, реакторов и других инструментов всё более усиливается, что и приводит к смене цвета сектора. Энергетические цивилизации отличаются большими, хоть и не безграничными, возможностями, а их культуры, кроме полной зависимости от инструментов, не имеют общих черт. Любая цивилизация подобного типа, вне зависимости от того, развивалась она из технической или энергетической, завязана на использовании сложных инструментов, способных контролировать какую-либо энергию и манипулировать ей. Это почти полностью сглаживает разницу между двумя путями развития, и проводить между ними грань имеет смысл лишь при одном условии: те, которые ближе к кибернетическим, любят небольшие компактные инструменты, тогда как другие отдают предпочтение большим и мощным. Примеры: (компактные) (масштабные) Киборги Разнообразные цивилизации, так или иначе комбинирующие органику и технологии в едином существе. В некоторых случаях это делается с целью усовершенствовать существо, используемое как инструмент, но в подавляющем большинстве случаев технологии приживляются представителям самой цивилизации. Все варианты кибернетических цивилизаций так или иначе имеют общие черты: полная зависимость от технологий, философия несовершенства живых организмов, и главное- копирование тех или иных черт цивилизаций других типов, в первую очередь- создание коллективного разума при помощи некоей глобальной информационной сети. При этом перенимаются и характерные черты цивилизации другого типа, но кибернетические от них всё же достаточно сильно отличаются, чтобы их было легко распознать. Существует два основных пути, приводящих к появлению кибернетической цивилизации. Легче всего в этом плане техническим второго уровня и энергетическим третьего- поначалу инструменты просто вживляются в тело либо прочно на нём фиксируются, и в дальнейшем их количество постоянно возрастает, играя важную роль в культуре цивилизации. Чуть сложнее генетическим цивилизациям- в их случае живая ткань самостоятельно выращивает технологические инструменты произвольной сложности, от плазменной пушки и металлической брони до синтеза наномашин. Главное отличие таких цивилизаций от генетики с уклоном в кибернетику- то, что используется как биологическая ткань, так и технологическая составляющая. Примеры: Мир "Ghost in the Shell" (из технологии) ??? (из генетики) Генетика Такие цивилизации редко имеют постоянную форму: они могут произвольно манипулировать свойствами и формой живой ткани, совершенствуя существ, и практически всегда применяют это в первую очередь к себе. По сути, генетические расы ничем не отличаются от технологических, и единственную существенную разницу составляет только предпочтение артефактным инструментам биологических. Генетические расы могут как адаптировать свои творения к неблагоприятной окружающей среде, так и наоборот- создавать стабильные мощные экосистемы и терраформировать целые планеты. Генетические цивилизации, находящиеся ближе к кибернетическим, создают живые существа с органами, выполняющими роль тех или иных технологических инструментов, которые, однако, полностью состоят из биологической ткани. В остальном они не сильно отличаются от кибернетических и предпочитают адаптировать существо к окружающей среде. Такие виды генетических цивилизаций наиболее сильны. Те же, которые ближе к коллективному разуму, чаще занимаются терраформированием, а сами представители таких цивилизаций отличаются больше умом, чем выносливостью. Примеры: Зоаноиды из "Гайвера" (к генетике) Зерги из "StarCraft" (к коллективу) Коллективный разум Как и на предыдущем этапе развития, коллективные цивилизации могут состоять из единого разума со множеством отдельных тел, и гораздо реже- из "матки" или иного правителя, контролирующего мысли и действия остальных представителей цивилизации. Последние обычно оказываются слишком замкнутыми для перехода на этот уровень, и потому развитыми меньше всех остальных. Главным отличием коллективной цивилизации третьего типа от второго является как раз то, что они не замыкаются в себе и желают получать что-то новое. Однако, контактировать с другими цивилизациями им так же сложно, как и раньше. Единый разум может двигаться в разных направлениях, и изначально схожие цивилизации становятся принципиально различными. Те, кто развивается в сторону красного сектора, ставят разум выше материальной составляющей, и со временем могут полностью отказаться от своих тел и стать единой энергетической сущностью с почти неограниченными возможностями. Большинство же идёт к гораздо более простому материальному пути генетики, превращая отдельные свои тела в инструменты, и очень часто использует технологии, сравнимые с технологиями развитой кибернетической цивилизации- имея в своём распоряжении почти неограниченное время и суммированный объём мозга, они могут развиваться с огромной скоростью. Примеры: Л'врай из "Моста к разуму" (материальный прогресс) Человечество из "Последнего вопроса" (к чистому разуму) Полубоги Безусловно, это самый могущественный тип цивилизаций. Это существа, полностью отказавшиеся от каких-либо инструментов и представляющие собой упорядоченные нематериальные (например, энергетические) структуры. Представители таких цивилизаций располагают почти неограниченной силой, и, грубо говоря, для того, чтобы щёлкнуть пальцами и создать галактику, им не нужны пальцы. Полубоги являются индивидуальностями и при достаточно большом количестве могут налаживать контакты с себе подобными. Очень часто для взаимодействия с материальным миром они так или иначе имеют тела самых разнообразных конструкций, во внешности которых отмечены характерные индивидуальные особенности и цели, но для жизни оно не нужно- являясь нематериальными сущностями, полубоги практически неуничтожимы. Жизнь богов в политеистических религиях также может быть рассмотрена с точки зрения цивилизаций этого типа. Примеры: Человек к концу "Последнего Вопроса" (полубожественные существа) Олимпийские боги (взаимодействие с богами и с материальным миром) Боги Хаоса из "Warhammer 40000" (только с материальным миром)




полная версия страницы